пятница, 9 января 2009 г.

Индекс самооценки

Самооценка – это не оценка себя. Пусть вас слово не обманывает, речь не про вас в сферическом вакууме. Под самооценкой подразумевается оценка своей деятельности.
Это очень важный сдвиг акцента. Обычный человек не может сказать, хороший он или плохой в принципе, вообще. Он может дать себе оценку в связи с тем, как он живет и поступает. Я жертвую пять копеек в пользу бедных ежедневно – я хороший. Я посадил дерево и купил квартиру по ипотеке – я очень хороший. Я разбил машину – я придурок. Мне выплатят страховку, йес, я крут.

Самооценку можно отделить от деятельности. Ряд медитативных техник, религиозный опыт, разные варианты. Но это как бы апгрейды, и не всем они сами по себе интересны. Тем более, что в религию обычно идут по убеждениям, это к психологу обращаются насчет самооценки непосредственно.
Повторюсь, апгрейды – это по желанию. А в базе, в детстве формула проста: идет деятельность до получения результата – ее оценка Значимым взрослым (потом собой) – оценка себя, ситуативная. В этом я хорош, в этом я плох, это я буду делать, это – никогда. И заставьте вы потом петь человека, которому лет в пять, морщась, запрещали «шуметь»!

Ваша самооценка – это инструмент. Утилитарная функция. Чтобы ориентироваться, что мы можем сделать, и что мы сможет получить в результате.

Если человек не может делать то, что он хочет, то его самооценка падает. Да, именно поэтому для многих тяжелая болезнь – отправная точка для религиозного опыта, духовных практик и других вещей, позволяющих себя принять с тем, что я хочу, но не могу. В монастырях еще, например, сами продукты выращивают, кстати. Тоже метод, дающий результаты, потому что успешная деятельность опять таки повышает самооценку. Вырастить урожай репы - вполне себе способ собрать себя после несчастной любви и прочих невзгод.

Есть прямая связь между вашим состоянием здоровья и вашей самооценкой. Падающая самооценка – маркер вашей возможности или невозможности продолжать деятельность. Только такой тупой кретин как вы живет в таком сраче кругом? Хм, а не обострился ли гайморит, не беспокоит ли желудок… искать зачастую имеет смысл оттуда. Особенно если на ваше медитативное «я сильный, я крутой» вы так и не можете сдвинуть себя с места. В том, что у вас бензин совсем кончился, машина не виновата.

Самооценка – такой же инструмент, как индекс Доу-Джонса. Она отражает картину в целом на рынке ну, или в нашем случае, общую ситуацию внутри вас. И если индекс падает, то это, в ряде случаев, не им самим заниматься надо, а разбираться, что его роняет. Очень часто "богатый внутренний мир" ни при чем, зато при чем грипп, неудобный режим, нелюбимая деятельность и еще разные персонажи, жаждущие литра вашего бензину.

Комментариев нет:

Отправить комментарий